Конфликт интересов. Ситуации. » КГУ "Средняя школа №3" ОО города Курчатова УО области Абай
Өскемен қаласы әкімдігінің
"Средняя школа №3"
отдела образования города Курчатова
управления образования области Абай
Қабылдау бөлімі:
+7 (72251) 2-16-63
Есеп бөлімі:
+7 (72251) 2-10-88
Нашар
көрушілер нұсқасы
» » Конфликт интересов. Ситуации.
06
Сәуір
2020

Конфликт интересов. Ситуации.


ОБЗОР ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ПОРЯДОК ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
 В процессе осуществления государственным служащим своих должностных полномочий под определение «конфликта интересов» оказывается множество конкретных ситуаций.

Учитывая разнообразие личных интересов государственных служащих, составить всеобъемлющий и исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых направлений, действий и сфер, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
 Перечень возможных типовых ситуаций конфликта интересов:
 1. конфликт интересов, связанный с исполнением государственным служащим государственных или приравненных к ним функций в отношении близких родственников и свойственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

2.  конфликт интересов, связанный с занятием иной оплачиваемой деятельностью;

3. конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, облигациями, паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, банковскими вкладами и иным имуществом;

  1. конфликт интересов, связанный с принятием (дарением) подарков и получением (оказанием) услуг;
  2. конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами;
  3. конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы;
  4. ситуации, связанные с явным нарушением государственным служащим установленных ограничений и запретов.

В настоящем обзоре рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов для каждой из указанных направлений, действий и сфер: приводится описание типовой ситуации и рекомендации для государственных служащих, непосредственных руководителей государственного служащего и руководителей государственного органа по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях приводится комментарий, поясняющий почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию.


 Конфликт интересов, связанный с исполнением государственным служащим государственных или приравненных к ним функций в отношении близких родственников и свойственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего

Описание ситуации:

Государственный служащий в качестве члена конкурсной комиссии должен принять участие в рассмотрении вопросов поступления граждан Республики Казахстан на административную государственную службу.

Одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его близкий родственник или свойственник или родственник и/или иное лицо, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
 Меры предотвращения и урегулирования:

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности своего непосредственного руководителя или руководителя государственного органа или иное ответственное лицо в письменной форме.

Непосредственному руководителю или руководителю государственного органа или иному ответственному лицу в зависимости от полномочий и сложившейся ситуации рекомендуется временно на период рассмотрения и принятия окончательного решения в отношении родственника вывести государственного служащего из состава конкурсной комиссии.

Комментарий:

Согласно п.1 ст.15 Закона РК «О противодействии коррупции» государственному служащему запрещается осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов. В соответствие с п.2 и 3 ст.15 Закона РК «О противодействии коррупции» и п.2 и 3 ст.51 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан») государственный служащий обязан принять меры по предотвращению и разрешению конфликта интересов и в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя или руководство государственного органа о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Непосредственный руководитель либо руководство организации, согласно п.3 ст.15 Закона РК «О противодействии коррупции» по обращению государственного служащего обязаны своевременно отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей и поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов, также возможно принять иные меры по устранению конфликта интересов.

Указываем на то, что такие проступки как предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной службе; оказание неправомерного предпочтения физическим и (или) юридическим лицам при подготовке и принятии решений, законом отнесены к дисциплинарным проступкам, дискредитирующим государственную службу и преследуется в дисциплинарном порядке.

Следует обратить внимание на то, что осуществление государственным служащим государственных функций или участие в принятии кадровых и иных решений в отношении близких родственников, свойственников, родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов.

Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

Государственный служащий является членом уполномоченной, дисциплинарной, конкурсной, аттестационной комиссий, комиссии по оценке и иной комиссий по кадровым вопросам. При этом один из кадровых вопросов, вынесенных на обсуждение комиссии, решается в отношении близкого родственника, свойственника, родственника и/или иного лица, с которым связана личная заинтересованность государственного служащего;

При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение государственных функций в отношении родственников влечет конфликт интересов.

В частности, если государственный служащий предоставляет государственные услуги согласно принятым стандартам и регламентам, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям (также не ограничиваются права и интересы других заявителей) и при этом государственный служащий не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной и рассматривать такие ситуации, в качестве конфликта интересов не рекомендуется.

Конфликт интересов, связанный с занятием иной оплачиваемой деятельностью

Описание ситуации:

Государственный служащий выполняет или собирается выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в высшем учебном заведении, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции или служебные полномочия связаны с деятельностью данной организацией.


Меры предотвращения и урегулирования:

Государственный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя государственного органа заниматься педагогической деятельностью, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю государственного органа информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия государственного органа. Представитель государственного органа не вправе запретить государственному служащему заниматься педагогической деятельностью.

Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом непосредственного руководителя или руководителя государственного органа в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции или выполнение служебных полномочий связано с данной организацией.

В случае если на момент начала выполнения отдельных государственных функций в отношении организации государственный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя или руководителя государственного органа в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

Непосредственному руководителю государственного служащего в случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов следует:

указать государственному служащему на то, что сложившаяся ситуация влечет конфликт интересов;

до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей и поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов;

изменить должностные обязанности государственного служащего.

В случае, если конфликт государственным служащим не урегулирован, непосредственному руководителю государственного служащего следует в отношении государственного служащего применить меры дисциплинарной ответственности с учетом характера совершенного государственным служащим дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу.

Комментарий:

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 13 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Согласно требованиям антикоррупционного законодательства, данная деятельность не должна повлечь за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой государственный служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов.

В данном случае личная заинтересованность государственного служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Указываем на то, что такие проступки как оказание неправомерного предпочтения физическим и (или) юридическим лицам при подготовке и принятии решений и оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством Республики Казахстан содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности, законом отнесены к дисциплинарным проступкам, дискредитирующим государственную службу и преследуется в дисциплинарном порядке.

Описание ситуации:

Государственный служащий выполняет оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом государственный служащий осуществляет в отношении последней отдельные государственные функции или выполнение служебных полномочий связано с последней организацией.

Меры предотвращения и урегулирования:

При направлении представителю государственного органа предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных государственные функции в отношении организации, получающей платные услуги, родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя государственного органа и непосредственного руководителя в письменной форме.

Представителю государственного органа рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения государственным служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование государственным служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:

услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями государственного служащего;

государственный служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;

организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции и т.д.

Непосредственному руководителю государственного служащего при выявлении подобных фактов следует:

указать государственному служащему на то, что сложившаяся ситуация влечет конфликт интересов;

до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей и поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов;

изменить должностные обязанности государственного служащего.

В случае, если конфликт государственным служащим не урегулирован, непосредственному руководителю государственного служащего следует в отношении государственного служащего применить меры дисциплинарной ответственности с учетом характера совершенного государственным служащим дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу.

Комментарий:

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 13 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Согласно требованиям антикоррупционного законодательства, данная деятельность не должна повлечь за собой конфликт интересов.

При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями государственного служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д.

В этом случае государственный служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.

Указываем на то, что такие проступки как оказание неправомерного предпочтения физическим и (или) юридическим лицам при подготовке и принятии решений и оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством Республики Казахстан содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности, законом отнесены к дисциплинарным проступкам, дискредитирующим государственную службу и преследуется в дисциплинарном порядке.

Описание ситуации:

Государственный служащий выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции или выполнение служебных полномочий связано с данной организацией.

Меры предотвращения и урегулирования:

При направлении представителю государственного органа предварительного уведомления о выполнении другой оплачиваемой работы государственному служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять другую оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные государственные функции или выполнение служебных полномочий связано с данной организацией. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.

В случае если на момент начала выполнения отдельных государственных функций или выполнения служебных полномочий, связанных с данной организацией близкие родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности руководителя государственного органа и непосредственного руководителя в письменной форме.

Представителю государственного органа рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой государственный служащий выполняет другую оплачиваемую работу.

Описание ситуации:

Государственный служащий на возмездной основе участвует в выполнении работы или оказании услуги, заказчиком которой является государственный орган.

Меры предотвращения и урегулирования:

На практике, не редко государственные служащие третьими организациями привлекаются в качестве экспертов на возмездной основе для дачи разного рода экспертных заключений. Такого рода работы и услуги оформляются в качестве результатов научной деятельности государственного служащего.

Заказчиками таких работ/услуг часто выступают государственные органы.

Представителю государственного органа в описываемой ситуации рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы/услуги влечет конфликт интересов.

В случае, если конфликт государственным служащим не урегулирован, непосредственному руководителю государственного служащего следует в отношении государственного служащего применить меры дисциплинарной ответственности с учетом характера совершенного государственным служащим дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу.

Важно отметить, что в описываемом примере непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является дисциплинарным проступком, влекущим предупреждение о неполном служебном соответствии либо увольнение.

Повторное совершение данного дисциплинарного проступка в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первый дисциплинарный проступок влечет увольнение с занимаемой государственной должности

Следует помнить, что меры дисциплинарной ответственности в отношении государственного служащего применяются при условии, если проступок не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения

Описание ситуации:

Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает сам государственный служащий, его близкие родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования:

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности руководителя государственного органа и непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

Представителю государственного органа рекомендуется вывести государственного служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у государственного служащего есть личная заинтересованность.

Комментарий:

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 13 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Согласно требованиям антикоррупционного законодательства, данная деятельность не должна повлечь за собой конфликт интересов.

Указываем на то, что такие проступки как использование своих должностных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением своих материальных интересов либо близких родственников и свойственников; оказание неправомерного предпочтения физическим и (или) юридическим лицам при подготовке и принятии решений и оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством Республики Казахстан содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности, законом отнесены к дисциплинарным проступкам, дискредитирующим государственную службу и преследуется в дисциплинарном порядке.

Конфликт интересов, связанный с принятием (дарением) подарков и получением (оказанием) услуг

4.1. Описание ситуации:

Супруга государственного служащего получила или стоит перед выбором получения подарка и услуги за счет юридического лица, с которыми супруг (государственный служащий) связан по службе.

Меры предотвращения и урегулирования:

Государственному служащему и его супруге в описанной стации следует:

не принимать подарки и услуги, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

в письменной форме уведомить непосредственного руководителя либо руководство организации, в которой работает, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

В случае состоявшего факта принятия подарка (услуги) супругой, государственный служащий обязан в семидневный срок безвозмездно сдать незаконно полученные подарки в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовалась его супруга, путем перечисления денег в республиканский бюджет.

Непосредственному руководителю государственного служащего, в случае если ему стало известно о получении членами семьи государственного служащего подарка (услуги) от физических и юридических лиц с которыми государственный служащий связан по службе, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок или услуга не связаны с исполнением должностных обязанностей, то государственному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей и дисциплинарный проступок государственного служащего не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, непосредственному руководителю государственного служащего при условии невыполнения государственным служащим вышеуказанных действий (принятие подарка (услуги), отсутствия уведомления, сдачи подарка или возмещения стоимости) следует:

указать государственному служащему на то, что факт получения подарков членами семьи влечет конфликт интересов;

предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость (в том числе услуги);

до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей и поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов;

изменить должностные обязанности государственного служащего, чей член семьи, принял подарок (услугу);

В случае, если конфликт государственным служащим не урегулирован, непосредственному руководителю государственного служащего следует в отношении государственного служащего применить меры дисциплинарной ответственности с учетом характера совершенного государственным служащим дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу в виде увольнения с занимаемой государственной должности.

Комментарий:

В Законе РК «О государственной службе в Республике Казахстан» для членов семьи государственного служащего установлен запрет на принятие подарков и услуг, приглашений в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц как иностранных, так и Республики Казахстан, с которыми государственный служащий связан по службе.79

Вместе с тем физические и юридические лица, с которыми государственный служащий связан по службе могут попытаться подарить государственному служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника через членов семьи. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее необходимо учитывать, что получение подарка от физических и юридических лиц, с которыми государственный служащий связан по службе ставит государственного служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного служащего и тем самым нанести ущерб репутации государственного органа и государственной службе в целом. То же самое относится и к подаркам (услугам), получаемым от заинтересованной организации близкими родственниками, родственниками, свойственниками, не являющимися членами семьи, друзьями и близкими знакомыми государственного служащего.

Действующее законодательство Республики Казахстан не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ близкими родственниками, родственниками, свойственниками, не являющимися членами семьи государственного служащего, друзьями и близкими знакомыми государственного служащего от физических и юридических лиц, с которыми государственный служащий связан по службе.

Несмотря на это следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки (услуги) вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения государственного служащего.

Такого рода подарки (услуги) являются не желательными.

Дарение подарков и оказание неслужебных услуг официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий указанных лиц имущественной выгоды, блага либо преимущества согласно подпункту 10) пункта 1 статьи 50 Закона РК «О государственной службе в Республике Казахстан» отнесено к категории деяний, признаваемых дисциплинарным проступком, дискредитирующим государственную службу.Комментарий:

4.3. Описание ситуации:

Государственный служащий управления «А» при приобретении товара в торговой точке, которая является объектом проверки со стороны управления «А», стоит перед выбором: как рядовой покупатель использовать возможность на получение скидки со стоимости товара в данной торговой точке или воздержаться от приобретения товара в данном магазине. При этом скидка является стандартным предложением, с которым торговая точка обращается к широкой публике посредством таких организаций..

Меры предотвращения и урегулирования:

В данной ситуации конфликт интересов не усматривается. Государственный служащий вправе приобрести товар со скидкой.

Комментарий:

В описываемом случае действия государственного не могут быть отнесены к категории деяний, признаваемых дисциплинарным проступком, дискредитирующим государственную службу.

4.4. Описание ситуации:

Государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его близким родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования:

Государственному служащему следует уведомить руководство государство органа и непосредственного руководителя в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителям государственного органа следует оценить, действительно ли отношения государственного служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, непосредственному руководителю рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его близким родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

В случае, если конфликт государственным служащим и далее не будет урегулирован, непосредственному руководителю государственного служащего следует в отношении государственного служащего применить меры дисциплинарной ответственности с учетом характера совершенного государственным служащим дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу.

4.5. Описание ситуации:

Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Меры предотвращения и урегулирования:

Государственному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.

Непосредственному руководителю или руководству государственного органа, которому стало известно о получении государственным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов. В случае, если конфликт государственным служащим и далее не будет урегулирован, непосредственному руководителю государственного служащего следует в отношении государственного служащего применить меры дисциплинарной ответственности с учетом характера совершенного государственным служащим дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу.

Комментарий:

В Законе РК «О государственной службе в Республике Казахстан» для членов семьи государственного служащего установлен запрет на принятие подарков и услуг, приглашений в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц как иностранных, так и Республики Казахстан, с которыми государственный служащий связан по службе.

Наряду с этим государственному служащему запрещено получение лично или через посредника незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия государственного служащего;

Также государственный служащий не вправе в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.

Государственному служащему необходимо учитывать, что получение подарка/услуг от физических и юридических лиц, с которыми государственный служащий связан по службе может поставить государственного служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного служащего и тем самым нанести ущерб репутации государственного органа и государственной службе в целом. То же самое относится и к подаркам (услугам), получаемым от заинтересованной организации близкими родственниками, родственниками, свойственниками, не являющимися членами семьи, друзьями и близкими знакомыми государственного служащего.

4.6. Описание ситуации:

По случаю ухода своего руководителя на пенсию с государственной службы государственные служащие-бывшие непосредственные подчиненные приготовили ему символический подарок, не превышающий сумму в десять месячных расчетных показателей, установленных законодательными актами.

Меры предотвращения и урегулирования:

В описанном случае государственные служащие вправе подарить своему бывшему руководителю символический подарок, а уходящий на пенсию руководитель принять данный подарок.

Комментарий:

Описываемый случай не создает условий для конфликта интересов. Государственными служащими также не нарушаются ограничения и запреты, установленные законом.

Следует обратить внимание, что случаи преподнесения подарка своему руководителю имеют распространенный характер. Вместе с тем, часто данные случаи создают условия для конфликта интересов.

К примеру, подчиненные не вправе заниматься сбором взносов на подарок вышестоящему должностному лицу по случаю приведения его к присяге при вступлении в более высокую должность или повышения в должности в системе руководства данного государственного органа. Такие события не означают прекращение взаимоотношений по схеме подчиненный — начальник. Между тем подчиненные вправе внести номинальные взносы в общий фонд на приобретение подарка вышестоящему должностному лицу по случаю его перевода на работу, в том числе на более высокой должности, за пределами данного государственного органа. При этом следует помнить, что сумма такого подарка, не должна превышать размеров десяти месячных расчетных показателей, установленных законодательными актами.

4.7. Описание ситуации:

Государственный служащий приглашен одной из организаций выступить с лекцией о роли своего ведомства в развитии отрасли, в которой специализируется приглашающая сторона. По окончании лекции представитель организации преподнес государственному служащему памятный сувенир, стоимостью в восемь месячных расчетных показателей, установленных законодательными актами и книгу стоимостью, не превышающей девять месячных расчетных показателей.

Меры предотвращения и урегулирования:

В описанном случае государственный служащий, при условии если данная организация не связана с государственным служащим по службе и поднесением данного подарка не преследуется цель использовать служебные полномочия государственного служащего в интересах приглашающей организации, имеет право принять либо памятный сувенир, либо книгу, но не оба подарка сразу, поскольку совокупная стоимость этих материальных предметов превышает сумму в десять месячных расчетных показателей, установленных законодательными актами.

Комментарий:

Согласно подпункта 3) статьи 509 Гражданского кодекса РК (Особенная часть) государственным служащим, а также членам их семей в связи с должностным положением государственных служащих или в связи с исполнением ими служебных обязанностей допускается принятие обычных подарков, стоимость которых не превышает размеров десяти месячных расчетных показателей, установленных законодательными актами.

Вместе с тем следует помнить, что государственному служащему запрещено получение лично или через посредника незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия государственного служащего.

6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы.

6.1. Описание ситуации:

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных государственных функций в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.

Меры предотвращения и урегулирования:

Государственному служащему рекомендуется следует уведомить в письменной форме руководство государственного органа и непосредственного руководителя о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Непосредственному руководителю рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов.

В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, непосредственному руководителю рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

Комментарий:

Государственный служащий, поступивший на государственную службу в государственный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой государственный служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.

И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению государственным служащим его должностных обязанностей.

При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для государственного служащего, членов его семьи или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии со статьей 50 Закона РК «О государственной службе в Республике Казахстан», использование своих должностных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением своих материальных интересов либо близких родственников и свойственников; оказание неправомерного предпочтения физическим и (или) юридическим лицам при подготовке и принятии решений;

оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством Республики Казахстан содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности, признаются дисциплинарными проступками, дискредитирующими государственную службу.

За их совершение, при условии, если вышеуказанные проступки не содержат признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения Законом РК «О государственной службе в Республике Казахстан» предусматривается дисциплинарная ответственность.

6.2. Описание ситуации:

Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные государственные функции.

Меры предотвращения и урегулирования:

Государственному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные государственные функции. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации государственному служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы.

В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, государственному служащему следует уведомить руководство государственного органа и непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Непосредственному руководителю рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы.

С трудоустройством бывших государственных служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:

бывший государственный служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором ранее работал государственный служащий;

бывший государственный служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором государственный служащий ранее работал;

государственный служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной службы заниматься их реализацией.


Представителям государственного органа следует оценить, действительно ли указанные факты и планы имеют место. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, непосредственному руководителю рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые могут выступить в дальнейцшем потенциальными работодателями.

В случае, если конфликт не будет урегулирован, непосредственному руководителю государственного служащего следует в отношении государственного служащего применить меры дисциплинарной ответственности с учетом характера совершенного государственным служащим дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу, вплоть до увольнения с занимаемой должности.

Комментарий:

Необходимо признать, что не все вышеописанные примеры конфликта интересов можно предотвратить, поскольку важным моментом является выявление самого факта конфликта интересов или возможности.

Сложности в выявлении таких конфликтов заключаются в том, что многие последствия деяний и проступков государственного служащего могут быть выявлены только после увольнения государственного служащего.

Вместе с тем, не следует забывать, что ряд ограничений в отношении государственных служащих действуют и после ухода с государственной службы.

В частности, согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 26 Трудового кодекса Республики Казахстан не допускается трудоустройство в коммерческую организацию, за исключением государственных организаций и организаций, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, в том числе в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также юридических лицах, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям, лица в течение одного года после прекращения им государственной службы, если за последний год перед прекращением государственной службы в период выполнения государственных функций указанное лицо в силу своих должностных полномочий непосредственно осуществляло контроль в форме проверок деятельности данной коммерческой организации либо деятельность данной коммерческой организации была непосредственно связана с указанным лицом в соответствии с его компетенцией.




Ситуации, связанные с явным нарушением государственным служащим установленных ограничений и запретов

7.1. Описание ситуации:

Государственный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются близкие родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования:

Государственному служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Комментарий:

Предоставляемые государственным служащим проверяемым организациям рекомендации по привлечению тех или иных организаций, могут быть по-разному оформлены. Вместе с тем, в любом случае, если государственный служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением антикоррупционного законодательства.

Несмотря на то, что рекомендации государственного служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные рекомендации обеспечивают возможность получения доходов близкими родственниками государственного служащего или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.

Также отмечаем, что в соответствии со статьей 50 Закона РК «О государственной службе в Республике Казахстан», использование своих должностных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением своих материальных интересов либо близких родственников и свойственников; оказание неправомерного предпочтения физическим и (или) юридическим лицам при подготовке и принятии решений; оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством Республики Казахстан содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;, признаются дисциплинарными проступками, дискредитирующими государственную службу.

За их совершение, при условии, если вышеуказанные проступки не содержат признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения Законом РК «О государственной службе в Республике Казахстан» предусматривается дисциплинарная ответственность.


7.1. Описание ситуации:

Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

Меры предотвращения и урегулирования:

Государственному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

Непосредственному руководителю, которому стало известно о факте использования государственным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение ограничений и запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава уголовного преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных Уголовным и кодексом и Кодексом РК об административных правонарушениях, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Комментарий:

Согласно пунктам 10,11,16 статьи 10 Закона РК «О государственной службе в Республике Казахстан» государственные служащие обязаны: хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе после прекращения государственной службы, в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку; не разглашать получаемые при исполнении должностных полномочий сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан; обеспечивать информационную безопасность в процессе работы с информационными ресурсами государственного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 13 Закона РК «О государственной службе в Республике Казахстан» государственный служащий не вправе использовать в неслужебных целях служебную информацию.

Также отмечаем, что в соответствии со статьей 50 Закона РК «О государственной службе в Республике Казахстан», использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению, признаются дисциплинарными проступками, дискредитирующими государственную службу.

За их совершение, при условии, если вышеуказанные проступки не содержат признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения Законом РК «О государственной службе в Республике Казахстан» предусматривается дисциплинарная ответственность.