Международный опыт противодействия коррупции » КГУ "Средняя школа №3" ОО города Курчатова УО области Абай
Коммунальное государственное учреждение
"Средняя школа №3"
отдела образования города Курчатова
управления образования области Абай
Приемная:
+7 (72251) 2-16-63
Бухгалтерия:
+7 (72251) 2-10-88
Версия
для слабовидящих
» » » Международный опыт противодействия коррупции
25
январь
2024

Международный опыт противодействия коррупции


Как показывает опыт многих стран, коррупция — слишком сложное явление, чтобы существовало простое решение данной проблемы. Каждая страна стремится создать свою национальную модель антикоррупционной системы, которая была бы эффективна для конкретной страны, учитывала ее экономические, социальные и политические условия, традиции и культуру. Одни государства выстраивают антикоррупционные системы, опираясь на специальные институты (органы, законодательство), созданные для этой цели, другие — применяют более эффективные методы, например, создают ad hoc комиссии по расследованию наиболее крупных и резонансных случаев коррупции, что обеспечивает более квалифицированное и результативное расследование. Итоги расследования широко отражаются в СМИ и формируют у населения культуру нулевой терпимости к коррупции. Однако, как показывает зарубежный опыт противодействия коррупции, ни одна страна не создала универсальной и совершенной антикоррупционной системы.
Вследствие глобализации коррупция обрела новые трансграничные формы существования, превратилась в глобальную угрозу системы мирового политического порядка. Для противодействия транснациональным формам коррупции мировому сообществу необходимы постоянный обмен опытом, разработка стратегии совместных действий в рамках кросс-национальных моделей,
Факт, который не оспаривается никем и не нуждается в доказательстве, состоит в том, что коррупция существует практически во всех странах. Правда, в каждой из них она имеет свой ареал распространения, специфические формы проявления, население разных стран по-разному относится к ней, что обусловлено обусловлено влиянием экономической, социальной, культурной систем, традициями, обычаями. В этой связи правительства различных стран определяют приоритеты антикоррупционной политики, вырабатывают свои правовые механизмы противодействия экономической, политической, административной и бытовой коррупции.
В каждой стране реализуются национальные модели антикоррупционной политики как целостная система последовательных мер по противодействию коррупции в рамках выбранных направлений и установленных приоритетов конкретной страны. Однако реализация политики противодействия коррупции в разных странах опирается на свою систему приоритетов.
Главный вектор индустриально развитых западных государств в борьбе с коррупцией направлен на создание эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. Переход на менед-жеральные методы управления в западных государствах начиная с 1970-х гг. привел к тому, что публичное управление стало рассматриваться как процесс предоставления услуг, разнообразие и качество которых во многом зависят от государственных служащих. В этой связи западные государства серьезно занимались модернизацией государственной службы, включая разработку антикоррупционных стандартов государственной службы, сформировали универсальные административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции, которые не зависят от национальной специфики. Но критический анализ западных антикоррупционных систем показывает, что наличие даже самого совершенного антикоррупционного законодательства, способного казалось купировать все возможные каналы ее распространения, на практике не гарантирует автоматически исчезновение коррупционных практик.
В странах Ближнего и Дальнего Востока, Латинской Америки, где роль государства в управлении экономикой высока, где экономика и политика не разделены, коррупция проникает во все сферы общества, превращаясь в легальные практики. В условиях высокого уровня терпимости населения к коррупционным практикам, а также повседневного участия в них, политика противодействия коррупции в этих странах опирается на страх населения, подкрепленный набором запретов как для служащего, так и обывателя, нарушение которых карается жестокими наказаниями, вплоть до смертной казни. В этих странах намного сложнее происходит процесс формирования механизма противодействия коррупции, поскольку он наталкивается на сопротивление культурных кодов и программ, допускающих ее существование. Однако следует отметить, что в этих странах также существуют не менее эффективные антикоррупционные стратегии. В целом, национальные антикоррупционные системы различаются по ряду критериев:
  • • наличия / отсутствия специального антикоррупционного законодательства, формирующего понимание коррупции и основные направления борьбы с ней:
  • • наличия / отсутствия специального антикоррупционного органа, возглавляющего антикоррупционную систему;
  • • наличия / отсутствия актов, определяющих конкретный набор санкций за коррупционные преступления;
  • • наличия / отсутствия кодексов этического поведения государственных служащих;
  • • наличия / отсутствия антикоррупционных стандартов государственной службы как основного направления противодействия коррупции.
Знакомство с зарубежным опытом противодействия коррупции может быть полезно для РК в двух аспектах: 1) в плане того, что не следует брать из него, дабы избежать повторения совершенных ими ошибок; 2) в контексте того, что может пригодиться для оптимизации политики противодействия коррупции с учетом положительного опыта других стран, критически переосмысленного для наших реалий.
Коррупция в той или иной форме существует во многих зарубежных государствах, общепризнан ее международный характер. Коррупция в международно-правовых актах определяется как одна из глобальных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка. Международное сообщество стремится к объединению усилий в деле предупреждения и пресечения коррупции. В настоящее время меры по предупреждению коррупции представлены в международных антикоррупционных программах:
- глобальная программа против коррупции ООН;
- Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях;
- Конвенция ООН против коррупции и т.д.
В РК изучают и обобщают опыт стран СНГ, иностранных государств и практику международного сотрудничества в деле противодействия коррупции. С этой целью проводятся международные конференции в рамках межпарламентской ассамблеи государств СНГ, лекции и семинары, посвященные конвенциям ООН и Совета Европы по борьбе с коррупцией.
Первыми документами, ратифицированными, например Российской Федерацией в области борьбы с коррупцией, являются Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию».
10-urok-oo.doc [133,5 Kb] (cкачиваний: 2)
Посмотреть онлайн файл: 10-urok-oo.doc